Первые представления об оказании помощи при зубной боли начали складываться ещё в эпоху первобытнообщинного строя. Разумеется, первобытный человек, не имея подлинных знаний о характере происходившего, причины болезней и смерти видел в сверхъестественных силах.На этой основе возникло знахарство.
В своей практике лечения знахари, с одной стороны, использовали некоторые рациональные приемы ухода за больными, целебные свойства многих растений, а с другой – религиозные обряды и ритуалы. Для лечения зубов использовались всевозможные заклинания и заговоры, служившие методами борьбы со злыми духами, которые, по представлениям древних, и вызывали болезни. Однако зачастую лечение сводилось к тому, что повреждённый зуб просто удалялся.
Позднее, уже в III тысячелетии до н. э., народы Месопотамии и стран Древнего Востока имели представления о заболеваниях зубов и дёсен, о лекарственных средствах их лечения. А в Древнем Египте в тот же период уже стали появляться первые врачи, которые специализировались на лечении зубных болезней.
Из древнеассирийских и древневавилонских клинописей известно, что врачи умели определять болезни органов полости рта по изменению цвета языка, дёсен и др. Найденный в Ассирии текст медицинского содержания включал 16 рецептов приготовления смесей для чистки зубов, против их расшатывания и от так называемого зубного червя, которого считали возбудителем кариеса.
Интересно, что в Древнем Вавилоне (ок. XVIII в. до н. э.) выбитый зуб оценивался невероятно дорого: виновным выплачивался штраф до 167 г серебра. Потому неудивительно, что удалению зубов предпочитали лечение их болезней.
В Древней Греции лечение зубных болей осуществлялось жрецами асклепионов – центров жреческой медицины. Лечение состояло в том, что человек с больным зубом сначала обогащал свой духовный мир, отдыхал, и лишь после того жрец при помощи снотворных и специальных смесей, вводил больного в состояние полубреда и проводил различные манипуляции и лечебные действия.
Начиная с VI в. до н.э. в городах стали появляться гражданские больницы с официально назначенным врачом, оплачиваемым государством. Врачи в то время обладали универсальными знаниями, специализация произошла позднее.
Весьма существенный вклад в развитие зубоврачевания в античности внёс Гиппократ. Его труды «О прорезывании зубов», «О болезнях», «Эпидемии» содержат в себе описания болезней зубов и даже их лечения. Хотя ни один из его трудов и не был полностью посвящён стоматологии, его подход принципиально отличался от того, которого придерживались в асклепионах и был ближе к современной стоматологии.
В Древнем Риме долгое время лечили народными средствами: кореньями и травами, отварами и настоями, часто совмещая это с магией и наговорами. Зубоврачеванием и даже протезированием занимались цирюльники и ювелиры.
Однако к концу II в. до н. э. в Риме уже были зубные и глазные врачи, специалисты, которые лечили лишь болезни мочевого пузыря, и т.д. Впрочем, специализация никак не ускорила процесс создания специальных лечебных заведений. Разумеется, в этот период о создании зубоврачебного кабинета не шло и речи.
Новый этап в истории зубоврачевания начался в I в. н.э. – когда Архиген, врач императора Траяна, одним из первых просверлил полость зуба с лечебной целью. Хотя проведенное им лечение стало единственной в тот период попыткой лечения зубов с использованием специального инструмента.
Событие, заслуживающее особого внимания, произошло в 249 году н.э. Язычники публично пытали дочь александрийского чиновника, принявшую христианство – Аполлонию. При этом ей поочередно удаляли зубы, дробили челюсти, пока она не согласилась отречься, понимая, что смерть неизбежна. Женщину освободили от пут, но вместо того, чтобы произнести ожидаемые слова, она бросилась в костер и сгорела заживо. Позднее церковь возвела Аполлонию в ранг святой мученицы. С тех пор она является покровительницей всех страдающих зубной болью, а с начала XX века – и покровительницей врачей-стоматологов.
|